Дорожные ограждения – важнейший элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасность движения. В случае «вылета» автомобиля за пределы дороги, он, врезавшись в дорожное ограждение, не возвращается на полосу движения, а повреждения у него при этом будут минимальны. Особенно актуально это для мостов и дорог, проходящих по высокой насыпи. Мостовые ограждения остановят автомобиль, не дав ему упасть с большой высоты. Барьерные ограждения устанавливаются в центре дороги, разделяя собой встречные полосы движения, и предназначены для того, чтобы предотвратить переезд автомобиля через разделительную полосу и столкновение его со встречным транспортом).

Дорожные ограждения – неотъемлемая часть автомобильных дорог как в городской черте, так и за её пределами (скоростные магистрали, мосты, серпантины и т.п.). Дорожные ограждения предназначены для повышения безопасности участников дорожного движения. Ведь дорожные ограждения устанавливаются не для красоты, а призваны в случае ДТП предотвратить выезд автотранспортного средства за пределы дорожного полотна и полностью, либо частично погасить ударную нагрузку. К современным дорожным ограждениям предъявляются повышенные требования прочности, долговечности, устойчивости к погодным условиям, информативности (светоотражатели и световозвращатели).

Классификация дорожных ограждений в России ведется с помощью ГОСТа Р52606-2006. Данный ГОСТ разработан Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ». Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 296-ст.

ГОСТ Р52606-2006 устанавливает классификационные признаки для разделения конструкций дорожных ограждений на классы, группы, типы и виды и предназначается для использования при разработке нормативных и методических документов в области безопасности дорожного движения с целью обеспечения единого понимания определений, названий и характеристик устройств, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения.

Итак, согласно ГОСТа Р52606-2006, дорожные удерживающие ограждения – это устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т. п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание пешехода).

Дорожные ограничивающие ограждения – устройств, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).

При этом классификацией ограждений считается система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений, используемая для установления связей между этими понятиями.

Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.

Кроме того, используют признаки:

  • расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
  • принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
  • разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
  • По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса – удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных). 
  • Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по назначению – боковые и фронтальные.
  • Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
  • Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.

По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы). Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

  • одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;
  • двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.

Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

  • одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
  • двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.

Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:

  • дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
  • мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.

Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону.

Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:

  • группа 1 – располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
  • группа 2 – располагаемые у надземных или подземных переходов;
  • группа 3 – располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
  • группа 4 – располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.

 Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения на две группы:

  • группа 1 – ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
  • группа 2 – ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:

  • для боковых ограждений для автомобилей:

    § барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала элементов - стоек балок, консолей и др.),

    § бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),

    § парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),

    § тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),

    § комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов, упомянутых выше,

  • фронтальные ограждения для автомобилей:

    § телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие),

    § упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и упругопластических деформаций материала),

    § наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом),

    § комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,

    § иные типы конструкции;

  • удерживающие ограждения для пешеходов:

    § парапетные перила (недеформируемые конструкции),

    § барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),

    § стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),

    § комбинированные конструкции,

    § иные типы конструкций[1].

По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:

  • ограничивающие ограждения для пешеходов:

    § направляющие, указывающие направление движения пешеходов,

    § защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами,

    § предупреждающие пешеходов об опасности;

  • ограничивающие ограждения для животных:

    § отпугивающего действия (световые, звуковые),

    § являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды) [1].

Классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду конструкций) может быть приведена в иных документах, либо в нормативных документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий.

Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.