Строительство автомобильных дорог оказывает значительное влияние на окружающую среду. В результате возведения земляного полотна, строительства мостов изменяется ладшафт местности; строительство водоотводных сооружений, выемок, разработка резервов изменяют протекание гидрологических процессов; вырубка лесов, корчевание пней, срезка кустов, нарушение почвенно-растительного слоя в границах полосы отвода вдоль всей автомобильной дороги, в местах разработки карьеров также действует на гидрологические, геокреологические, биологические и биохимические процессы; строительство жилых зданий, производственных предприятий дорожно-строительной отрасли, эксплуатации котельных, приготовление асфальтобетонных смесей приводят к ликвидации растительности, а заселение местности – к резкому уменьшению в прилегающих районах количества животных и растений.

После окончания геодезических, строительных, изыскательных и других работ организации, которые их выполняют, обязаны собственными силами и за счет своих средств привести использованные земли в состояние, которое является пригодным для ведения сельского хозяйства. Восстановление следует проводить в ходе работ или в течение месяца после окончания работ, но не в период промерзания грунта.

При приемке построенной дороги и ее сооружений в эксплуатацию следует провести проверку правильности и экономного использования отведенных земель.

Экономное использование земель при строительстве жилищно-хозяйственных объектов (управление дороги, мотели, АЗС и др.) проверяют по СНиП ІІ-60-65 «Планирование и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов».

Особое внимание при контроле за ходом строительных работ следует обратить на соблюдение норм по применению технологических процессов машин, оборудования, транспортных средств, которые снижают вредные выбросы и отходы в воздух и грунт. Временно отведенные под строительство сельскохозяйственные земли или лесные угодья должны быть рекультивированы.

Передачу землевладельцам обновленных земель оформляют актом. Рекультивацию проводят за счет пользователей земли, а в смете на строительство дороги предусматривают необходимые средства.