Контроль качества является важной частью технологии строительства, он направлен на обеспечение высокого качества работ, выполнения технологических норм и правил, обеспечения минимальных трат ресурсов. Контроль сопровождает каждую технологическую операцию.
В дорожном строительстве выделяют три вида контроля: входной, операционный, приемочный.
Входной контроль проектно-сметной документации предусматривает проверку ее комплексности и качества. Качество проектных решений проверяют соответственно инструкций о последовательности проведения экспертизы проектов и смет на строительство (СН 213-73).
Входной контроль материалов подразделяют на качественный и количественный. Качественный контроль проводят путем лабораторных исследований в соответствии с действующими государственными стандартами не позднее 36 часов с момента получения материалов, с регистрацией результатов в журналах входного контроля. Количественный контроль предусматривает контроль качества и количества полученных материалов при их получении с регистрацией в тех же журналах.
Операционный контроль – контроль технологического процесса выполнения строительных работ, который выполняют параллельно с исполнением технологических операций. Основными задачами операционного контроля качества выполнения работ является и обеспечение требуемого уровня качества строительства дорог; своевременные проявления причин возникновения дефектов при выполнении работ и принятия методов по их устранению; повышение личной и коллективной ответственности исполнителей и инженерно-технического отдела за качество выполнения дорожно-строительных работ. Операционный контроль качества выполняют в соответствии со схемами операционного контроля качества на производство дорожно-строительных работ.
Схемы операционного контроля качества должны содержать: эскизы конструкций с указанием допустимых отклонений по СНиП; перечень операций, выполнение котрых должен проверять производитель работ или мастер; ведомости про состав контроля, установленный на основании требований норм и рабочих чертежей (как и чем должна проводиться проверка, наименование измеритеьных приборов, инструментов); сроки проведения контроля (когда и как часто проверяется); перечень операций, контролируемых при участии строительной лаборатории, геодезической службы и специалистов, которые занимаются контролем отдельных видов работ; перечень скрытых работ, подлежащих сдаче представителям технического надзора заказчика. Схемы операционного контроля являются основным рабочим документом при выполнении операционного контроля. Журнал операционного контроля ведется в соответствии со схемами операционного контроля.
Лабораторный контроль существует для определения соответствия строительных материалов, изделий, конструкций, строительно-монтажных работ требованиям нормативно-технической и проектной документации, а также контроля выполнения технологических режимов. Лабораторный контроль выполняют при входном контроле поступающих строительных материалов, изделий и конструкций, операционном контроле строительно-монтажных работ, приемочном контроле, а также инспекционных проверках качества. Результатом лабораторного контроля является заключение про качество материалов, изделий, конструкций и строительных работ.
Геодезический контроль предусматривает инструментальную проверку правильности выполнения строительных работ в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требований норм, отбраковывание выполняемых работ при нарушении допускаемых отклонений геометрических размеров.
Оценка качества и приемка законченных работ и объектов выполняется в соответствии с требованием проектов, СНиП, ТУ по установленной номенклатуре показателей качества. Среди них: объем производства продукции высшей, первой и второй категории качества в процентах от общего объема продукции; процент объектов, сданых в эксплуатацию с оценками «отлично» и «хорошо»; средний балл качества по конструктивным элементам.
Таблица 5.1. Контроль качества устройства песчаных и песчано-гравийных слоев оснований и покрытий (операционный).
Операция |
Состав контроля |
Кто контролирует |
Средство контроля |
Время контроля |
Подготови-тельные работы |
Отметки продольного и поперечного профиля земляного полотна, уклон, ровность основания |
Прораб |
Теодолитом, нивелиром, мерной лентой |
В процессе подготови-тельных работ |
Качество уплотнения земляного полотна |
Лаборатория |
Лабораторный |
До вывозки материалов |
|
Вывоз и распределе-ние матери-алов |
Порядок разгрузки и перемещения материалов, качество планировки, толщину слоя до уплотнения, шири-ну слоя |
Мастер |
мерной лентой |
В процессе вывоза и распределения матери-алов |
Прикатка слоя |
Схему укатки и количество проходов катка |
Мастер |
визуально |
В процессе укатки |
Вывоз и распределе-ние клинца |
Качество клинца |
лаборатория |
лабораторный |
До вывоза клинца |
Количество и размерное распределение клинца |
Мастер |
Расчетом потребности |
В процессе работ |
|
Уплотнение и увлажне-ние слоя |
Качество увлажнения материалов, схему укатки, поперечный профиль, уклон, ровность, толщину слоя после укатки |
Мастер |
Нивелиром, трехметровой рейкой, щупом |
В процессе выполнения работ |
Качество уплотнения |
лаборатория |
лабораторный |
После укатки |
Таблица 5.2. Контроль качества асфальтобетонных смесей (операционный).
Операция |
Состав контроля |
Кто контролирует |
Средство контроля |
Время контроля |
Устройство боковых упоров |
Положение боковых упоров |
Мастер |
нивелиром, мерной лентой |
В процессе выполнения работ |
Подготовка нижележа-щего слоя |
Плотность, ровность, поперечные уклоны, чистота поверхности |
Мастер |
Трехметровая рейка, нивелир |
В процессе выполнения работ |
Устройство подгрунто-вочного основания |
Температура вяжущего |
Мастер |
термометр |
В процессе выполнения работ |
Равномерность распределения вяжущего |
Визуально |
|||
Прием и укладка асфальтобе-тонной смеси |
Наличие паспорта смеси |
Мастер |
Термометр |
В процессе выполнения работ |
Температура смеси |
||||
Толщина слоя до укатки |
Щуп |
|||
Ровность поверхности, уклоны, качество стыков |
Трехметровая рейка, ниве-лир |
После 2-3 проходов катка |
||
Уход за основанием |
Обеспечение движения транспорта по всей ширине покрытия |
Мастер |
визуально |
Не менее 10 суток |