Асфальтобетонные слои используют для устройства капитальных и облегченных усовершенствованных покрытий на дорогах І-ІІІ категорий.

Прочность асфальтобетонных покрытий в значительной мере определяет прочность одежды в целом, ровность и шероховатость покрытия. Свойства материала в значительной мере определяют свойства асфальтобетонных слоев и технологию их устройства. Чем больше вязкость вяжущего, тем больше больше температура смеси должна быть в период укладки и уплотнения слоя и тем больше времени нужно для уплотнения.

В зависимости от прочности каменных материалов в асфальтобетоне выбирают тип катков. При выборе типа катка выходят из необходимости уменьшения дробления камня при укатке.

Для приготовления асфальтобетонных смесей используют минеральный порошок, который получили в результате мелкого помола известковых, доломитовых и доменных шлаков.

Количество минеральной части и ее гранулометрического состава в значительной мере определяют свойства асфальтобетона. На свойства асфальтобетона также оказывает влияние свойства песка, минерального порошка и органического вяжущего.

Технологический процесс устройства асфальтобетонных слоев включает следующие основные операции: приготовление асфальтобетонной смеси на АБЗ; подготовка основания; транспортировка смеси на место строительства; укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение.

Асфальтобетонная смесь к месту работы доставляется автомобилями-самосвалами. Дальность транспортирования должна быть такой, чтобы температура горячего и теплого асфальтобетона на месте укладки была не ниже допустимой. Необходимо иметь в виду, что смесь остывает тем медленнее, чем больше ее масса в кузове автомобиля.

Укладку асфальтобетонной смеси проводят с помощью самоходных асфальтоукладчиков. Укладчики обеспечивают толщину укладки смеси от 5 до 15 см с заданным поперечным уклоном и предварительное уплотнение смеси. Уплотняющее действие асфальтоукладчиков незначительное и равно 3-5 проходам легкого катка.

Температура асфальтобетонной смеси до момента начала укладки должна быть для горячих смесей с поверхностно-активными добавками не ниже 115˚С, и для теплых смесей не ниже 50˚С.

Смесь из автомобиля-самосвала выгружают в приемный бункер укладчика. При движении укладчик распределяет смесь по основанию, частично уплотняя ее.

Во время укладки следят за качеством асфальтобетонного слоя. В случае обнаружения дефектов-разрывов, заусениц, раковин, их исправляют вручную мелкозернистой асфальтобетонной смесью.

Через сито просевают смесь из бункера укладчика, высыпают ее на дефектное место и хорошо выравнивают с помощью гребков и гладилок.

Таблица 3.3. Технологическая карта на устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия.

№№ процессов

Обоснование производительности СНиП

Наименование технологических процессов с указанием применяемых машин

Единицы измерения

Состав бригад

Произво-дитель-ность

Сменный объём работ

Потребное количество маш.-смен

1

Расчет

Транспортировка крупнозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км.

т

водитель

29

129

4,45

2

Е17-6 т.3 п.1

Укладка крупнозернистой смеси слоем толщиной 7см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1

т

машинист 6р-1

235

129

0,55

3

Е-17-3 п.18

Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу

100 м2

машинист 6р-1

21,3

7,45

0,35

4

Е17-3 п.16

Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29

100 м2

машинист 6р-1

15,2

7,45

0,49

5

Расчет

Транспортировка мелкозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км.

т

водитель

29

92

3,17

6

Е17-6 т.3 п.1

Укладка мелкозернистой смеси слоем толщиной 5см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1

т

машинист 6р-1

188

92

0,49

7

Е-17-3 п.18

Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу

100 м2

машинист 6р-1

19,7

7,45

0,38

8

Е17-3 п.16

Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29

100 м2

машинист 6р-1

13,1

7,45

0,57