Асфальтобетонные слои используют для устройства капитальных и облегченных усовершенствованных покрытий на дорогах І-ІІІ категорий.
Прочность асфальтобетонных покрытий в значительной мере определяет прочность одежды в целом, ровность и шероховатость покрытия. Свойства материала в значительной мере определяют свойства асфальтобетонных слоев и технологию их устройства. Чем больше вязкость вяжущего, тем больше больше температура смеси должна быть в период укладки и уплотнения слоя и тем больше времени нужно для уплотнения.
В зависимости от прочности каменных материалов в асфальтобетоне выбирают тип катков. При выборе типа катка выходят из необходимости уменьшения дробления камня при укатке.
Для приготовления асфальтобетонных смесей используют минеральный порошок, который получили в результате мелкого помола известковых, доломитовых и доменных шлаков.
Количество минеральной части и ее гранулометрического состава в значительной мере определяют свойства асфальтобетона. На свойства асфальтобетона также оказывает влияние свойства песка, минерального порошка и органического вяжущего.
Технологический процесс устройства асфальтобетонных слоев включает следующие основные операции: приготовление асфальтобетонной смеси на АБЗ; подготовка основания; транспортировка смеси на место строительства; укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение.
Асфальтобетонная смесь к месту работы доставляется автомобилями-самосвалами. Дальность транспортирования должна быть такой, чтобы температура горячего и теплого асфальтобетона на месте укладки была не ниже допустимой. Необходимо иметь в виду, что смесь остывает тем медленнее, чем больше ее масса в кузове автомобиля.
Укладку асфальтобетонной смеси проводят с помощью самоходных асфальтоукладчиков. Укладчики обеспечивают толщину укладки смеси от 5 до 15 см с заданным поперечным уклоном и предварительное уплотнение смеси. Уплотняющее действие асфальтоукладчиков незначительное и равно 3-5 проходам легкого катка.
Температура асфальтобетонной смеси до момента начала укладки должна быть для горячих смесей с поверхностно-активными добавками не ниже 115˚С, и для теплых смесей не ниже 50˚С.
Смесь из автомобиля-самосвала выгружают в приемный бункер укладчика. При движении укладчик распределяет смесь по основанию, частично уплотняя ее.
Во время укладки следят за качеством асфальтобетонного слоя. В случае обнаружения дефектов-разрывов, заусениц, раковин, их исправляют вручную мелкозернистой асфальтобетонной смесью.
Через сито просевают смесь из бункера укладчика, высыпают ее на дефектное место и хорошо выравнивают с помощью гребков и гладилок.
Таблица 3.3. Технологическая карта на устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия.
№№ процессов |
Обоснование производительности СНиП |
Наименование технологических процессов с указанием применяемых машин |
Единицы измерения |
Состав бригад |
Произво-дитель-ность |
Сменный объём работ |
Потребное количество маш.-смен |
1 |
Расчет |
Транспортировка крупнозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км. |
т |
водитель |
29 |
129 |
4,45 |
2 |
Е17-6 т.3 п.1 |
Укладка крупнозернистой смеси слоем толщиной 7см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1 |
т |
машинист 6р-1 |
235 |
129 |
0,55 |
3 |
Е-17-3 п.18 |
Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу |
100 м2 |
машинист 6р-1 |
21,3 |
7,45 |
0,35 |
4 |
Е17-3 п.16 |
Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29 |
100 м2 |
машинист 6р-1 |
15,2 |
7,45 |
0,49 |
5 |
Расчет |
Транспортировка мелкозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км. |
т |
водитель |
29 |
92 |
3,17 |
6 |
Е17-6 т.3 п.1 |
Укладка мелкозернистой смеси слоем толщиной 5см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1 |
т |
машинист 6р-1 |
188 |
92 |
0,49 |
7 |
Е-17-3 п.18 |
Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу |
100 м2 |
машинист 6р-1 |
19,7 |
7,45 |
0,38 |
8 |
Е17-3 п.16 |
Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29 |
100 м2 |
машинист 6р-1 |
13,1 |
7,45 |
0,57 |